Архив публикаций

Григорий Моисеев

К 150-летию РМО -
Первый председатель ИРМО

      На первый взгляд название данной статьи может показаться странным, ведь Русское музыкальное общество было учреждено 150 лет назад под покровительством великой княгини Елены Павловны (1806-1873). Но ошибки здесь нет. Именно стараниями великого князя Константина Николаевича (1827-1892), ставшего в 1873 году председателем РМО, оно получило весной этого же года статус «императорского» . Великий князь сыграл особую роль в его истории, однако его деятельность на посту председателя Общества в научной литературе практически не освещена… ›

Андрей Алексеев

К 150-летию РМО -
Высокие покровители Великого Искусства

      Первый концерт РМО прошел 23 ноября (5 декабря) 1859 года под руководством Антона Рубинштейна. По музыкальному содержанию концерт этот имел торжественно блестящий характер; он открылся гениальным произведением творца русской художественной музыки - увертюрой к опере "Руслан и Людмила" М.И. Глинки, в 3-м номере Рубинштейн исполнил свой фортепианный концерт. Затем были исполнены крупные хоровые отрывки из оратории Генделя "Иевфай" и неоконченной оперы Мендельсона "Лорелея". Закончился концерт исполнением Восьмой симфонии Бетховена… ›

Ирина Безуглова

К 150-летию РМО -
Первый сезон Русского Музыкального Общества


БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ!
К 175-летию гимна Российской Империи


«Новое сакральное пространство» Владимира Мартынова

Владимир Мартынов
      Новое сакральное пространство - это попытка противостоять распаду современного мира путем создания нового культурного синтеза. Оно осуществляется на перекрестке различных культур и традиций, сочетание которых образует множество новых культурных контекстов, объединяющихся в единый многомерный текст. Новое сакральное пространство не претендует на то, чтобы создавать новые формы, конкурирующие с богослужебными формами. Его цель - постараться расширить сакральное пространство, существующее в литургии, за пределы ее, освящая не освященные и разосвященные, то есть утерявшие церковность, области времени и пространства. В средневековье все пространство сакральное, как и в язычестве. Все искусство модернизма посвящено проблеме богооставленности…… ›

Аркадий Покровский
О музыкальном значении звонниц

      Звонница, или колокольня, с музыкальной точки зрения представляет собою своеобразный музыкальный инструмент или, вернее, своеобразный оркестр из оригиналь-ных музыкальных инструментов-колоколов. Звук колоколов обладает всеми свойствами музыкальности, но каждый колокол как музыкальный инструмент, не снабженный приспособлениями для изменения высоты звука, может издавать только по одному звуку определенной высоты, вследствие чего колокольня при ограниченном числе колоколов в музыкальном отношении может быть использована в очень ограниченном количестве гармонических сочетаний… ›


Максим Шостакович

Максим Шостакович
О жизни и музыке. Часть I

      В 2008 году исполнилось 70 лет выдающемуся русскому дирижеру Максиму Шостаковичу. Родившийся за 3 года до начала Великой Отечественной Войны, Максим Дмитриевич прожил интересную и разнообразную жизнь, которая охватила несколько эпох в жизни нашей страны. Через его судьбу прошло немало неординарных людей, так или иначе повлиявших на его мировоззрение и формирование личности. Но главным Учителем в его жизни стал, конечно же, отец - великий русский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович и его музыка… ›

Максимилиан Волошин

Владимир Шуляковский
Наследие РМО и пути решения проблем музыкального воспитания в современной России

Владимир Шуляковский
      Вторая половина 19 века стала своеобразным золотым веком для русской музыки. Блестящая плеяда музыкантов и композиторов той эпохи навсегда войдет в историю отечественной культуры. Именно в то время усилиями Русского Музыкального Общества были предприняты основные реформы российского музыкального образования, плодами которого мы до сих пор живем. Достаточно вспомнить, что первые российские консерватории были созданы именно усилиями РМО, не говоря уже об огромной концертной и просветительской работе, которую под покровительством высших должностных лиц государства эта организация успешно вела… ›

Андрес Мустонен

Арво Пярт

Дмитрий Шостакович

Владимир Поветкин

Владимир Поветкин
Из новгородской летописи гусленых словес

      Трудно сказать, сколь долго человечество вынашивало идею струнного щипкового музыкального инструмента, прежде чем около пяти тысяч лет назад родилась почти невероятная по красоте шумерская лира-псалтирь. Из различных пород древесины, с резной головой быка, украшенная серебром, золотом и мозаикой. Почти невероятен факт обнаружения в 1927 году частей и деталей подобных лир в царской гробнице в Уре… ›

Владимир Ильин

Владимир Ильин
Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона

      Тьмолюбивый дух действует в русской революции, с самого зачатия ее. Ныне с особенной ненавистью обрушился он на колокола и колокольный звон. Трудно найти явление более символическое, чем этот вызов, брошенный небесам. На философском языке можно было бы окрестить одержимость революционеров как предельный психологизм: воспаленная, безумная, бредовая голова и холодное, жестокое, глухое сердце… ›

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович

Епископ Иларион. Скучает душа моя о Господе…
(О духовной музыке XX века)

Епископ Иларион
      Существует мнение, будто религиозная музыка является наследием древности и принадлежит исключительно прошлому. Последним великим духовным композитором, как нередко утверждают, был Бах. В этом утверждении есть значительная доля истины.
      Творчество Баха знаменовало собой некий рубеж, после которого западная музыка окончательно отошла от своего религиозного корня и встала на светский путь развития. Хронологически разрыв между музыкой и религией совпал с эпохой Просвещения, и сохранялся он вплоть до недавнего времени… ›

Жиль Делез

Жиль Делез. Общество контроля

      Дисциплинарные общества сменили собой властительные общества, цель и смысл которых были совершенно иными. Переходный период между этими двумя типами обществ был растянут, и только во время Наполеона произошло масштабное и законченное установление дисциплинарного общества. Но и дисциплинарные общества, в свою очередь, вошли в стадию кризиса, уступая постепенно место новым силам, которые особенно развились и усилились после Второй мировой войны. Теперь мы перестали быть дисциплинарным обществом, мы не являемся более таковым… ›


Владимир Мартынов

Марина Шостакович. Возвращение в Россию как поиск истины

      Прошло вот уже 10 лет, как семья выдающегося русского дирижера Максима Шостаковича вернулась в Россию. За это время Максимом Дмитриевичем и его женой Мариной Михайловной было очень много пережито, осмыслено и выстрадано. Они не стали искать себе спокойной жизни, а приняли деятельное участие в процессе духовного и культурного возрождения нашей страны. Некоторый итог прошедшего десятилетия невольно стал темой эмоционального разговора с Мариной Шостакович, который состоялся в Павловске, живописном пригороде Петербурга, где сейчас и живет эта семья… ›

Музыка нас связала

Ансамбль «Благая весть»

Валентин Сильвестров

Александр Ведерников

Александр Ведерников - В книге, как и в богослужении, сочетается несколько искусств…

      "…В книге всегда сочеталось несколько искусств, как и в православном храме, в котором присутствуют лучшие образцы архитектуры, живопись (настенная и в иконах). Там же присутствует и прекрасное священническое облачение, по-особому сшитое, из дорогих материй. Там же присутствует и книга, Евангелие, которое читают во время богослужения. И живое слово, которое произносится особым образом. И музыка, духовные песнопения, которые исполняются церковным хором. Получается своего рода комбинированное искусство…" ›

Владимир Федосеев. Дирижер - профессия особая

Владимир Федосеев
      2007 год был дважды юбилейным для художественного руководителя Большого Симфонического Оркестра, Народного Артиста СССР Владимира Федосеева. Замечательный русский дирижер отмечал свое 75-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности. В жизни Владимира Ивановича были и трудные месяцы в осажденном Ленинграде, и тяжелое послевоенное детство, и долгие годы освоения премудростей дирижерской профессии.
      Но жизнь юбилеем не заканчивается. У дирижера по-прежнему много идей, творческих планов, интересных мыслей об искусстве, музыке, России… ›

Епископ Иларион (Алфеев)





Наверх На главную Карта сайта Обратная связь
РМО - Архив публикаций